Симоно-Кананитский монастырь

Новый Афон – небольшой, но живописный город на побережье. Главная его достопримечательность – действующий православный мужской Симоно-Кананитский монастырь. В 1874 году монахи русского православного Пантелеймонова монастыря, который находился на горе Афон в Греции, обратились к наместнику Кавказа великому князю Михаилу Романовичу с просьбой выделить им земли для строительства новой обители. До начала работ место выглядело неприступным. Необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. К тому же, место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей. Несмотря на все невероятные преграды и препятствия, строительство было начато и благополучно завершено. Возведение храма началось в 1888 году по проекту петербургского архитектора Н. Никонова, причем первый камень в его основание собственноручно заложил император Александр III. Роспись собора была выполнена по эскизам художника А. В. Серебрякова. Все использованные картины природы – это написанные с натуры виды Абхазии. Монахи, поселившиеся в монастыре, поражали современников трудолюбием и упорством. Они возделали огромные участки земли, очистив их от зарослей и камней. Высадили лимонные и апельсиновые сады, саженцы оливковых, лавро-вишневых и ореховых деревьев. Здесь раскинулись виноградники, поля кукурузы, картофеля и злаковых. Появился ботанический сад с экзотическими растениями. В 1917 году монастырь был одним из крупнейших православных центров Российской империи. Сейчас подъезжающим к Новому Афону открывается потрясающий своей строгой красотой вид, на фоне скал – огромный монастырский корпус со сверкающими куполами церквей и колокольней, здания в форме четырехугольника с возвышающимся в центре собором. Над святыми вратами, обращенными к морю, возведен храм Вознесения Господня. Собор во имя великомученика и целителя Пантелеймона расположен в центре монастырского двора.
из заметок наших путешественников
...О фресках Нового Афона можно говорить бесконечно. Не совсем правильно сравнивать росписи молельни старообрядцев в особняке Рябушинского в Москве и новоафонские росписи, сделанные палехскими мастерами, но, как неспециалистам, нам пришли в голову именно эти ассоциации. Наверное потому, что мало сохранилось росписей начала ХХ века. Поневоле вспоминаются и иллюстрации к русским сказкам Васнецова и совсем уже таинственная Кирилловская церковь в Киеве, расписанная Врубелем. Эти росписи были органичным продолжением развития христианской иконографии, прерванной революционными событиями в России. Так и хочется вернуться в эту точку отсчета и продолжить развитие от этой внезапно прерванной связи времен. При всем уважении к современным иконописцам, так мало в их творениях связи с реальным миром. Зато в церковных росписях начала ХХ века чувствуется близость традиционного понимания христианства и реального времени...
Страна/Место
Абхазия, Новый Афон
Вид
Памятник архитектуры