Вапити
В словаре Брокгауза и Эфрона можно найти информацию о том, что вапити или канадский олень заменяет собой в Северной Америке нашего благородного оленя и имеет с ним большое сходство. Иногда прослеживают сходство вапити с маралом – по окраске, величине рогов и характерному желтому пятну у основания хвоста. Кстати, рога у вапити больше, чем у благородного оленя, и могут достигать 1,5 метров в длину и 25 килограммов веса.
Шерсть у самцов вапити серовато-желтая на спине и боках, а шея, живот и ноги коричнево-черные. Рога имеют 6–7 отростков, в том месте, где расположен самый большой – четвертый отросток, ствол рогов резко изогнут назад.
Основная пища этих животных – трава, мох, кора деревьев и молодые побеги растений. Считается, что самых крупных вапити можно встретить в Канаде, в провинции Маниоба, а самых мелких – в Южной Калифорнии. Активность проявляют в сумерках и в ночное время. В национальных парках на западе США их можно наблюдать и в дневное время.
Благодаря исследованиям ученых с использованием анализа ДНК животных, в 2004 году был сделан вывод, что вапити как вид распространены только в Восточной Азии и Америке.
Многие российские города имеют на своем гербе изображение оленя. Это Нижний Новгород (красный олень на белом поле), Елец (на белом фоне красный олень под зеленой елью), а также Балахна Нижегородской области, Бузулук Оренбургской области, Лукоянов Нижегородской области, Ростов, Семенов Нижегородской области, Сергач Нижегородской области.
Класс
Млекопитающие
Семейство
Оленьи
Латинское название
Cervus elaphus subspp
ОЛЕНЬ В МИФОЛОГИИ
В сказаниях, легендах и мифах народов мира олень ассоциируется с Востоком, восходом, светом, чистотой, обновлением, созиданием и духовностью. Взрослый олень-самец – это эмблема изобилия, а его ветвистые рога символизируют у некоторых народов Древо Жизни, долговечность и возрождение, так как смена рогов происходит периодически.
У кельтов олень – основное животное в волшебных стадах богов. По легенде, именно олень привел гуннов-охотников в богатую скифскую землю. Кельтский бог Цернунн, связанный с циклами умирания и возрождения природы, изображался с ветвистыми оленьими рогами на голове (как шаман первобытных племен) или с оленем и быком, стоящими у его ног. В легендах фигурирует белый олень, который был для кельтов мистическим животным, обладающим даром мудрости и всеведения.
В башкирской мифологии олень выступает в роли священного животного, спустившегося с неба и связанного с культом солнца.
У большинства племен, населяющих центральную Азию, олень – проводник души. Одежда шаманов часто делалась из шкуры оленей и некоторые шаманы носили на спине оленьи рога, сделанные из железа.
В древнеалтайском мире Лань (мать-олениха) – сверхъестественная родоначальница многих племен. В родовом древе Чингиз-хана она является праматерью.
В германо-скандинавской мифологии четыре оленя пасутся в кроне мирового древа Иггдрасиль и поедают почки (часы), цветы (дни) и ветви (времена года).
В Италии, во времена миланского герцога Галеацци Сфорца, для женщин не считалось постыдным спать с князьями, за это их мужья награждались золотыми рогами и быстро продвигались к большим почестям. Греческий царь Андроник приказывал прикреплять рога на домах женщин, с которыми он спал, и давал их мужьям охотничью привилегию, на случай, если он еще придет, чтобы наставить рога Ганреям (слово «Ганрей» означает кастрированного петуха, каплуна).
Лани и олени очень часто фигурируют в мифологических сюжетах древних греков. Вероятно изящество, стать и благородство облика делают этих животных наиболее близкими к образам небожителей. Вот далеко не полный перечень примеров: ланью стала Артемида, чтобы погубить великанов-Алоадов; охотница Арга была превращена Гелиосом в лань; в лань Артемида превратила Тайгету, возлюбленную Зевса; в лань превращена Кос, дочь Меропа; облик оленя принимала Местра; когда боги бежали в Египет, Геракл стал олененком; лань выкормила Телефа; лань выкормила Габида из Тартесса; Хирон кормил Ахилла костным мозгом оленей; Афамант убил из лука Леарха, приняв его за оленя; алтарь на Делосе построен был из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой…
В античности считалось, что олень истребляет ядовитых змей, олений мех (оленья шкура) – надежный талисман от змеиных укусов, а порошок из оленьих рогов — надежная защита посевов от вредоносного колдовства.
В результате наблюдений за повадками оленей возник и связанный с оленем символизм одиночества и меланхолии как в европейской, так и в японской традиции. Кстати, дракон у японцев – это «небесный олень-самец». В японской религии синто олень – скаковое животное богов, его изображение можно увидеть на подвесных циновках и в святилищах.
В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление. Новообращенные жаждали знания, «...как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться». Оленя изображают на крестильных купелях. В христианской иконографии топчущий змею олень – эмблема христианина, сражающегося со злом.
В христианской традиции олень является атрибутом святого Юлиана Госпиталита. Согласно житию епископа Губерта, однажды, еще молодым человеком, охотясь в Страстную пятницу, он неожиданно наткнулся на белого оленя, у которого между рогов было распятие. Это видение побудило его обратиться в христианство.
В славянской языческой мифологии олень связывался со священными языческими зимними праздниками – Колядами. Считалось, что олень также покровительствует семье и браку. Во многих народных сказках появление золоторогого оленя на свадьбе – к счастью и долгой жизни. Олень олицетворяет верховные славянские божества – Рода и Рожаниц, которые изображались на вышивках в виде двух олених или лосих.
Индейцы племени Мэтс (Америка) не используют в пищу мясо оленей, также, как и индейцы Колумбии, которые верят, что после смерти души людей переселяются в этих животных. Древние майя называли себя Ах-Майя, «люди Оленя». Это животное считалось главным племенным прапредком и потому священным животным. Созвездие Оленя (Козерог) у майя связывалось с новым годом, очередным этапом в жизни. В иероглифах майя умирающий олень – символ засухи.
В мифах майя Юкатана выступает бог охоты Цип, который под именем А Уук Йол Цип (т. е. в качестве мужчины, надевшего рога и ставшего «оленем») в древних иероглифических писаниях изображается совокупляющимся с оленихой.
Наскальные рисунки в Альте, или петроглифы в Альте – часть археологического музея в городе Альта на севере Норвегии. Они изображают множество различных животных, среди которых преобладает изображение оленей. Зачастую олени объединены в большие стада, на которые ведется охота, или изображены за забором. Кроме оленей часто можно найти изображения лосей.
Антропоморфные изображения с рогами, увенчивающими голову, есть уже на палеолитических росписях – Колдун из пещеры Трех Братьев в Арьеже, или быкоголовый человек из Ле Габийю. Подобные сюжеты есть и на неолитических петроглифах Карелии, и на более молодых уральских и сибирских рисунках. Когда колдун эпохи каменного века надевал маску и исполнял ритуальный танец, то окружающие видели в нем какой-то другой образ, он не был в этот момент членом общины.
С древних времен олений мех является талисманом от змеиных укусов. Рога оленя (древоподобные) означают омоложение жизни – надежное целительное средство, а жженый рог изгоняет любых змей. Молоком оленя промывают глаза. Считается, что у оленя нет желчи, а это является признаком мягкости и кротости характера, а также залогом долголетия и т. д.